Темы итогового сочинения

БЛОКИ

  1. Забвению не подлежит
  2. Между прошлым и будущим
  3. Я и другие
  4. Разговор с собой
  5. Время перемен

1. ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Темы сочинений этого направления побуждают к размышлению об исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на судьбы конкретных людей и на развитие общества и цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • Какие произведения становятся классическими?
  • Согласны ли вы с высказыванием персидского поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»?
  • Почему важно сохранять памятники культуры?
  • Забвение есть измена.
  • Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?
  • Забвение стирает, память преображает.
  • Почему нельзя забывать историю своего народа?
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Как произведения искусства становятся бессмертными?
  • Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
  • Согласны ли вы с высказыванием американского философа Д. Сантаяна: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  • Кого можно назвать великим учителем человечества?
  • Какие подвиги никогда не забудутся?
  • «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  • О каких людях говорят: «они изменили мир»?

2. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Темы сочинений этого направления заставляют поразмышлять о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Франса: «Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина»?
  • Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  • Согласны ли вы с высказыванием Джорджа Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Согласны ли вы с высказыванием И. Канта: «Одно поколение воспитывает другое»?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

3. Я И ДРУГИЕ

При раскрытии тем, связанных с данным направлением, стоит обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений между личностью и обществом, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  • Как понять другого человека?
  • Какова роль дружбы в жизни человека?
  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  • Почему важно быть толерантным?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Согласны ли Вы с утверждением Жан-Поля Сартра: «Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе»?
  • Почему люди не понимают друг друга?
  • Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
  • Согласны ли вы с высказыванием итальянского поэта Ф. Петрарки: «Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом»?
  • Личность и общество: возможна ли гармония?
  • Почему многие люди зависят от общественного мнения?
  • Может ли человек жить вне общества?
  • Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  • Что сближает людей?
  • Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
  • Почему общество не принимает некоторых людей?

4. РАЗГОВОР С СОБОЙ

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Эта тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Для чего человеку совесть?
  • Бывают ли обстоятельства, когда человеку нужно пойти против совести?
  • Что значит «лишний человек»?
  • Как найти «свой путь»?
  • Трудно ли быть самим собой?
  • Согласны ли вы с утверждением З. Фрейда: «Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри»?
  • Что значит быть честным с самим собой?
  • Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  • Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
  • В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  • Важно ли быть в гармонии с собой?
  • Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  • Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  • Что помогает человеку совершенствовать себя?
  • Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Гессе: «В тебе самом есть тишина, есть святилище, куда ты в любое время можешь удалиться, чтобы побыть самим собой»?

5. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

В рамках предложенного направления можно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Почему люди боятся перемен?
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Может ли человек жить без перемен?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Франса: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены — основа жизни»?
  • К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  • Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Что способно изменить человека?
  • Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  • К каким последствиям могут привести перемены?
  • Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
  • Согласны ли вы с высказыванием М. Ганди: «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире»?
  • Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
  • Всегда ли перемены бывают к лучшему?

Список литературы:

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
  • А. Островский «Гроза»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»

 

 

Итоговое сочинение 2021

Блок «Я и другие»

Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

Человек – существо социальное, поэтому общественное мнение играет для него большую роль. Однако люди бывают разные: есть те, кто подчиняется мнению окружающих, и те, кто идет против него. Человек может зависеть от общественного мнения, потому что, не попадая в установленные рамки, боится стать изгоем. Чтобы избежать этого, он начинает подражать кому-то, не замечая, как теряет собственное «я». Но не всегда порядки, которые диктует общество, – правильные. Чтобы доказать это, рассмотрим примеры из русской литературы.

Олицетворением человека, зависящего от мнения других, может послужить Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале романа герой связывается с Анатолем Курагиным и его компанией – наглыми, глупыми и развращенными людьми, которых интересуют только развлечения. Чтобы не казаться смешным и непонятым, Пьер поддается влиянию Анатоля и начинает копировать поведение его друзей. Пьяный, он кружится с медведем по комнате и хочет заключить пари о том, что выпьет бутылку рома. Дело в том, что молодой граф еще не сформировался как личность и не может противостоять мнению окружающих. Нужно научиться отстаивать своё мнение, но не всегда это бывает просто.

Пример человека, который может противостоять общественному мнению, – Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот герой без особых сожалений приносит людям несчастья и страдания, подчиняя чужие судьбы своим желаниям, причём счастливее от этого он не становится. В одной из глав Печорин признается: «Я иногда презираю себя… не оттого ли я презираю и других?..» А разве можно прислушаться к мнению тех, кого презираешь? Конечно, нет. Именно поэтому такой человек никогда не будет зависеть от общественного мнения, никогда не позволит управлять собой.

Подводя итог, хочется сказать, что ни один из приведенных героев не является примером для подражания. Всё-таки человек должен найти золотую середину: не зависеть от общественного мнения и не злоупотреблять отчуждением от общества. Мы должны гармонично существовать среди окружающих нас людей. Не стоит бояться быть непонятым, но и не стоит противостоять всем, доказывая свою правоту: всегда можно постараться найти компромисс.