БЛОКИ
- Забвению не подлежит
- Между прошлым и будущим
- Я и другие
- Разговор с собой
- Время перемен
1. ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Темы сочинений этого направления побуждают к размышлению об исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на судьбы конкретных людей и на развитие общества и цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
- Какие произведения становятся классическими?
- Согласны ли вы с высказыванием персидского поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»?
- Почему важно сохранять памятники культуры?
- Забвение есть измена.
- Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?
- Забвение стирает, память преображает.
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Никто не забыт, ничто не забыто.
- Как произведения искусства становятся бессмертными?
- Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
- Согласны ли вы с высказыванием американского философа Д. Сантаяна: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
- Кого можно назвать великим учителем человечества?
- Какие подвиги никогда не забудутся?
- «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
- О каких людях говорят: «они изменили мир»?
2. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Темы сочинений этого направления заставляют поразмышлять о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
- Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
- «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
- Согласны ли вы с высказыванием А. Франса: «Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина»?
- Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
- Согласны ли вы с высказыванием Джорджа Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
- Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
- Актуальна ли классическая литература в наши дни?
- Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Согласны ли вы с высказыванием И. Канта: «Одно поколение воспитывает другое»?
- Важно ли сохранять связь между поколениями?
- Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
- Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
- Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
3. Я И ДРУГИЕ
При раскрытии тем, связанных с данным направлением, стоит обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений между личностью и обществом, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
- Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
- Как понять другого человека?
- Какова роль дружбы в жизни человека?
- Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
- Почему важно быть толерантным?
- Всегда ли нужно избегать конфликтов?
- Согласны ли Вы с утверждением Жан-Поля Сартра: «Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе»?
- Почему люди не понимают друг друга?
- Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
- Согласны ли вы с высказыванием итальянского поэта Ф. Петрарки: «Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом»?
- Личность и общество: возможна ли гармония?
- Почему многие люди зависят от общественного мнения?
- Может ли человек жить вне общества?
- Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
- Что сближает людей?
- Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
- Почему общество не принимает некоторых людей?
4. РАЗГОВОР С СОБОЙ
Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Эта тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
- Для чего человеку совесть?
- Бывают ли обстоятельства, когда человеку нужно пойти против совести?
- Что значит «лишний человек»?
- Как найти «свой путь»?
- Трудно ли быть самим собой?
- Согласны ли вы с утверждением З. Фрейда: «Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри»?
- Что значит быть честным с самим собой?
- Каждый ли человек ищет смысл жизни?
- Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
- В чём опасность внутреннего разлада с собой?
- Важно ли быть в гармонии с собой?
- Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
- Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
- Что помогает человеку совершенствовать себя?
- Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
- Согласны ли вы с утверждением Г. Гессе: «В тебе самом есть тишина, есть святилище, куда ты в любое время можешь удалиться, чтобы побыть самим собой»?
5. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
В рамках предложенного направления можно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
- Почему люди боятся перемен?
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Может ли человек жить без перемен?
- Согласны ли вы с высказыванием А. Франса: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены — основа жизни»?
- К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
- Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
- Сложно ли жить в эпоху перемен?
- Что способно изменить человека?
- Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
- К каким последствиям могут привести перемены?
- Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
- Согласны ли вы с высказыванием М. Ганди: «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире»?
- Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
- Всегда ли перемены бывают к лучшему?
Список литературы:
- И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Л.Н. Толстой «Война и мир»
- М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
- А. Островский «Гроза»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор»
- В.Г. Распутин «Уроки французского»
- М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- А.И. Солженицын «Матренин двор»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- К.Г. Паустовский «Телеграмма»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
- Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
- Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»