Темы итогового сочинения

БЛОКИ

  1. Забвению не подлежит
  2. Между прошлым и будущим
  3. Я и другие
  4. Разговор с собой
  5. Время перемен

1. ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Темы сочинений этого направления побуждают к размышлению об исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на судьбы конкретных людей и на развитие общества и цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Как судьба человека связана с историей народа?
  • Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
  • Какие произведения становятся классическими?
  • Согласны ли вы с высказыванием персидского поэта Саади: «Никто не вечен в мире, все уйдет, но вечно имя доброе живет»?
  • Почему важно сохранять памятники культуры?
  • Забвение есть измена.
  • Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?
  • Забвение стирает, память преображает.
  • Почему нельзя забывать историю своего народа?
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Как произведения искусства становятся бессмертными?
  • Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества?
  • Согласны ли вы с высказыванием американского философа Д. Сантаяна: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  • Кого можно назвать великим учителем человечества?
  • Какие подвиги никогда не забудутся?
  • «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?
  • О каких людях говорят: «они изменили мир»?

2. МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Темы сочинений этого направления заставляют поразмышлять о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
  • «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Франса: «Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина»?
  • Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
  • Согласны ли вы с высказыванием Джорджа Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  • Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
  • Актуальна ли классическая литература в наши дни?
  • Почему особенно важно сохранять связь поколений в XXI веке?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Согласны ли вы с высказыванием И. Канта: «Одно поколение воспитывает другое»?
  • Важно ли сохранять связь между поколениями?
  • Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодежь?
  • Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

3. Я И ДРУГИЕ

При раскрытии тем, связанных с данным направлением, стоит обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений между личностью и обществом, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  • Как понять другого человека?
  • Какова роль дружбы в жизни человека?
  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  • Почему важно быть толерантным?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Согласны ли Вы с утверждением Жан-Поля Сартра: «Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе»?
  • Почему люди не понимают друг друга?
  • Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
  • Согласны ли вы с высказыванием итальянского поэта Ф. Петрарки: «Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом»?
  • Личность и общество: возможна ли гармония?
  • Почему многие люди зависят от общественного мнения?
  • Может ли человек жить вне общества?
  • Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
  • Что сближает людей?
  • Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?
  • Почему общество не принимает некоторых людей?

4. РАЗГОВОР С СОБОЙ

Данное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Эта тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Для чего человеку совесть?
  • Бывают ли обстоятельства, когда человеку нужно пойти против совести?
  • Что значит «лишний человек»?
  • Как найти «свой путь»?
  • Трудно ли быть самим собой?
  • Согласны ли вы с утверждением З. Фрейда: «Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри»?
  • Что значит быть честным с самим собой?
  • Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  • Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
  • В чём опасность внутреннего разлада с собой?
  • Важно ли быть в гармонии с собой?
  • Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  • Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  • Что помогает человеку совершенствовать себя?
  • Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  • Согласны ли вы с утверждением Г. Гессе: «В тебе самом есть тишина, есть святилище, куда ты в любое время можешь удалиться, чтобы побыть самим собой»?

5. ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

В рамках предложенного направления можно поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

  • Почему люди боятся перемен?
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Может ли человек жить без перемен?
  • Согласны ли вы с высказыванием А. Франса: «Незачем цепляться за тщетные сожаления о прошлом и скорбеть о досаждающих нам переменах, ибо перемены — основа жизни»?
  • К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
  • Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Что способно изменить человека?
  • Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
  • К каким последствиям могут привести перемены?
  • Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
  • Согласны ли вы с высказыванием М. Ганди: «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире»?
  • Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?
  • Всегда ли перемены бывают к лучшему?

Список литературы:

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»
  • А. Островский «Гроза»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Чудесный доктор»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
  • Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
  • Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  • У. Шекспир «Отелло», «Ромео Джульетта»